Компании: | 7 373 |
Товары и услуги: | 3 997 |
Статьи и публикации: | 390 |
Тендеры и вакансии: | 78 |
В одном из пунктов договора аренды были предусмотрены основания для его досрочного расторжения по требованию арендатора в судебном порядке: непредставление арендодателем помещения в установленный срок и создание препятствий со стороны арендодателя в пользовании или ограниченном пользовании помещением.
В следующем пункте было оговорено, что в случае досрочного расторжения договора по основаниям иным, чем указано в предыдущем пункте, стороны обязаны письменно предупредить о предстоящем расторжении за один год до расторжения.
Арендатор уведомил арендодателя за один год о расторжении договора в связи с реформой своей филиальной сети, в результате чего существенно уменьшилась потребность в занимаемых помещениях.
Арендодатель ответил, что не усматривает оснований к расторжению договора и не согласен разорвать отношения иначе как в судебном порядке.
Тогда арендатор обратился в суд с требованием о расторжении договора.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, исходя из того, что условиями договора стороны предусмотрели возможность его расторжения по заявлению стороны. Условие о заблаговременном (за один год) уведомлении арендатором исполнено. Однако последующие судебные инстанции отказали арендатору в удовлетворении иска по следующим причинам.
Из положений пп. 4 ст. 620, п. 2 ст. 450 ГК РФ следует, что для досрочного расторжения арендатором договора аренды по основаниям, не предусмотренным ст. 620 кодекса, такие основания должны быть указаны в договоре.
Основания для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендатора указаны в первом из рассматриваемых пунктов договора. Других оснований в договоре не содержится.
Спорный пункт договора не содержит конкретного перечня иных оснований для расторжения договора.
Он устанавливает лишь условия реализации иных оснований для расторжения договора. Следовательно, стороны не согласовали возможность безосновательного досрочного расторжения договора.
Поскольку утрата арендатором интереса в использовании помещения не предусмотрена в качестве основания для расторжения договора, требование арендатора неправомерно.
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
Аналогичное решение ВС РФ вынес в прошлом году (Определение от 19.12.2014 № 310-ЭС14-2411).
В этом году так же поступил Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (Постановление от 03.02.2015 № А58-2972/2014).
Данный подход отличается от позиции Президиума ВАС РФ, который полагал, что для одностороннего отказа от исполнения договора (одностороннего расторжения договора) достаточно самого факта указания о такой возможности в соглашении сторон (Постановление от 16.02.2010 № 13057/09).